ТРИВА
/kpop/mu

ТРИВА


#17394 ТРИВА!!hJQxpU2.cc17394
378x530, 336 Кб
790x512, 357 Кб
3512x2350, 18.5 Мб
1280x720, 13.3 Мб

УСТАВ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий отделом

Культуры горисполкома

ЯГОДНИЦЫН

I. ЦЕЛЬ

Средствами фотографии пропагандировать социалистический образ жизни советских людей, в высокохудожественной форме отражать их достижения в строительстве коммунистического общества, показывать труд и быт советского человека.

II. ЗАДАЧИ

Объединение творческих фотографов для плодотворной работа в области художественной фотографии, для творческих связей с другими фотографическими обществами, организациями и клубами, для активного участия в фотографических выставках самого различного ранга.

III. НАПРАВЛЕНИЕ

Репортажный метод съемки, создание художественного фотодокумента эпохи с позиций гуманизма.

IV.

Основным органом самоуправления творческой группы является общее собрание ее членов. В функции общего собрания входит:

- не менee 1 раза в год рассмотрение Устава группы, внесение в него необхоимых изменений и дополнений.

- разработка и утверждение плана работы группы, ее творческих связей.

- рассмотрение работ, представленных на внутренний конкурс, присвоение знака группы.

- прием и исключение членов группы.

Общее собрание группы собирается не реже 2-ч раз в месяц.

V.

Членом творческой группы «ТРИВА» может быть каждый фотограф, овладевший фотографической техникой, имеющий собственное творческое лицо, участвующий в фотовыставках, соблюдающий Устав группы.

Прием в члены группы проводится на общем собрании после просмотра и обсуждения авторской коллекции фотографий (не менее 15) путем голосования. Решение о приеме оформляется протоколом. Члену группы вручается нагрудный знак группы.

VI. Член группы имеет ПРАВО:

1. Голоса на общем собрании группы.

2. Получения информации обо всех мероприятиях группы и участия в них.

3. Пользоваться всеми материалами и оборудованием группы.

4. Самостоятельно принимать решение об участии в фотовыставках работами, отмеченными знаками группы.

5. Предоставлять работы на внутренний конкурс группы.

6. По рекомендации общего собрания представлять коллектив группы на выездных мероприятиях.

VII. Член группы ОБЯЗАН:

1. Соблюдать Правила проведения фотосъемок на территории РСФСР.

2. Соблюдать Устав группы.

3. Своими работами содействовать укреплению фотографического авторитета группы.

4. Способствовать расширению состава группы.

5. Не менее 2-ух раз в год представлять свои работы на внутренний конкурс группы.

6. Ежегодно участвовать не менее чем в 5-ти фотовыставках, из них не менее 2-ч международного масштаба.

VIII. ЗНАК ГРУППЫ.

1. НАГРУДНЫЙ – знак членства в Творческой группе «ТРИВА».

2. ПОЧЕТНЫЙ – красного цвета – проставляется на художественных социально-значимых фотографиях члена группы, получивших международное признание.

3. РАБОЧИЙ – черного цвета – проставляется решением общего собрания по результатам внутреннего конкурса на фотографиях, отражающий творческие достижения члена группы, которые могут претендовать на участие в различных фотовыставках.


Текст настоящего Устава принят на общем собрании группы «ТРИВА» 10.2.80 г.


В. Воробьев

В. Соколаев

А.Трофимов

#17396 !!hJQxpU2.cc17396
900x559, 705 Кб
900x592, 681 Кб
900x584, 709 Кб
900x591, 599 Кб
900x595, 584 Кб

СПРАВКА

О работе творческой группы фотографов

Кузнецкого металлургического комбината

«ТРИВА»

Состав: В.Е. Воробьев, В.А. Соколаев, А.Г. Трофимов

#17397 !!hJQxpU2.cc17397
900x593, 645 Кб
900x581, 712 Кб

Все члены группы работают на Кузнецком металлургическом комбинате им. Б.И. Ленина в составе группы технического фотографирования Центральной комплексной лаборатории.

Владимир Воробьев — старший инженер, работает на комбинате с 1967 года, Владимир Соколаев — инженер, работает с 1974 года, Александр Трофимов — фотолаборант, работает с 1977 года.

Творческая группа фотографов КМК «ТРИВА» —самодеятельный творческий коллектив г. Новокузнецка. В качестве такового фотогруппа зарегистрирована в отделе культуры исполкома г. Новокузнецка 4 апреля 1980 года. Ходатайство о регистрации фотогруппы было подписано представителями административных, партийных и профсоюзных организаций Кузметкомбината: зам. директора Н.М. Миловацким, секретарем парткома Е.Ф. Демичевым и председателем профкома Г.В. Моргуновым.

К началу 1980 года (т.е. непосредственно перед объединением) у членов будущей группы уже было участие в 28 фотовыставках самого различного масштаба. Среди них: Всесоюзная фотовыставка, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Всесоюзный конкурс Красногорского механического завода, где работы группы были отмечены дипломом III степени, международная фотовыставка "БИФОТА№79", международная фотовыставка "ЖЕНЩИНА-79 ", серебряная медаль и т.д. В статье, посвященной конкурсу "Красногорск -78", журнал "Советское фото" выделил коллекцию работ группы, как наиболее удачную и цельную в рабочей тематике. Таким образом, к моменту образования группы, у всех трех фотографов уже сложилось одинаковое отношение к фотографии: репортажный метод съёмки, документальность.

В какой-то степени эти взгляды были одной из причин выхода всех трех фотографов из состава городского клуба "Сибирь", где пропагандируется пиктореальная фотография.

#17398 !!hJQxpU2.cc17398
900x583, 665 Кб
900x569, 618 Кб
900x585, 624 Кб
900x586, 654 Кб

Цели и задачи творческой группы записаны в Уставе, который был утвержден отделом культуры одновременно с регистрацией группы (Устав прилагается).

После образования (т.е. в течение 1980 года) "ТРИВА” приняла участие в 19 выставках (список прилагается). Практически, все посылаемые на выставки фотографии сначала выполняли роль оформления заводских стендов. Почтовые пересылки в адрес всех (без исключения) фотовыставок оформлялись по форме I№ 103—М. Для предварительного просмотра и подписи фотографии предоставлялись ответственным работникам комбината (на уровне заместителей директора) или заведующему отдела культуры горисполкома. На некоторые всесоюзные и международные выставки работы изготовлялись на оборудовавши комбината в плановом порядке, согласно письму зам. директора комбината Н.М.Миловацкого.

В настоящее время у членов группы "ТРИВА" возникли большие осложнения как творческого, так и личного характера. Был поставлен вопрос не только о роспуске фотогруппы, но и увольнении с работы всех ее членов. Такая ситуация возникла из-за возврата международным почтамтом коллекций, посланных в адрес международных фотовыставок следующих стран: ЧССР (г.Страконице), ГДР (г. Лейпциг), ; Югославия (тг. Сараево и Нови Сад), Голландия (г.Амстердам). Бандероли с фотографиями были возвращены в адрес городского комитета партии.

#17399 !!hJQxpU2.cc17399
900x588, 623 Кб
900x575, 617 Кб
900x593, 641 Кб
900x586, 646 Кб

Как сейчас выяснилось, именно вследствие возврата, произошли следующие события.

29 января в помещении группы технического фотографирования была проведена ревизия. Комиссия в составе двенадцати человек, под руководством начальника бюро ревизии комбината В.А. Бородина тщательно проверяла фотонегативы. Без объявления причин были также отобраны около семисот фотографий. Эти фотографов: в течение нескольких лет собирались для изъятия из них серебра.

Несмотря на возражения фотографов, часть этих фотографий, несовершенных как в техническом, так в художественном отношении, была обнародована и обсуждалась на различных инстанциях.

30 января прибыла еще одна комиссия: член парткома С.Ф. Златков, инструктор парткома Л.Г.Сенкевич председатель худ. совета городского фотоклуба "Сибирь" Ю.А. Романов и корреспондент ТАСС А.Кузярин. Фотографы предоставили в распоряжение комиссии выставочные фотографии, состоялось краткое обсуждение, во время которого фотографа ответили на поставленные вопросы, касающиеся организации работы творческой группы.

В тот же день состоялся разговор с секретарем парткома В.В.Высшиным, зам. секретаря по идеологии С.И. Зубаревым и инструктором А.Г. Сенкевичем. Фотографии получили отрицательную оценку, а любая попытка со стороны фотографов объяснить содержание фоторабот воспринималась также резко отрицательно.

#17400 !!hJQxpU2.cc17400
900x577, 705 Кб
900x579, 626 Кб
900x590, 506 Кб
900x584, 668 Кб

2 февраля фотографов посетили представители облисполкома и обкома партии (заведующий отдела агитации и пропаганды Е.П. Шмакова). Их сопровождали зам. секретаря парткома С.И.Зубарев и инструктор парткома А.Г. Сенкевич. Разговор снова касался формы работы творческой группы. При этом в вину ставилась не документальная направленность фотографий, а факт их посылки па международные выставки.

3 февраля состоялось заседание парткома комбината. Одним из вопросов повестки был вопрос о работе творческой группы "ТРИВА". Решение парткома было таким: рекомендовать дирекции комбината сменить творческий состав студии, рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника группы технической фотографии тов. Буянова В.Г. и ходатайствовать перед горисполкомом о роспуске творческой группы "ТРИВА".

6 февраля фотографов и тов. Буянова В.Г. пригласил к себе зам. директора комбината тов. Миловацкий Л.М. Было объявлено устное решение: тов. Буянов В.Г. переводится в одну из лабораторий комбината, а студия закрывается. Фотографам было предложено искать работу за пределами комбината.

Так как решение было неофициальным, фотографы приступили к текущей работе.

#17402 !!hJQxpU2.cc17402
900x591, 687 Кб
900x584, 690 Кб
900x606, 616 Кб
900x574, 631 Кб
900x622, 625 Кб
900x587, 657 Кб
900x584, 613 Кб
900x583, 572 Кб

13 февраля состоялось заседание бюро горкома партии, на котором утвердили решение парткома.

18 февраля членов группы "ТРИВА" пригласил к себе председатель профкома комбината тов. Моргунов Г.Б. Фотографам было предложено подать заявление на рассчет по собственному желанию. В случае отказа, по словам тов. Моргунова, администрация готова принять одно из двух решений: I) кратковременно закрыть группу технической фотографии, а затем открыть ее с новым штатом;

2) заменить начальника с тем, чтобы новый руководитель в течении короткого времени дал основание администрации на увольнение фотографов "по статье". Тов. Моргунов заверил, что в этих условиях членов группы "ТРИВА" не спасет самое неукоснительное выполнение ими правил трудовой дисциплины и распоряжений администрации.

Наконец, когда 26 февраля начальнику цеха была подана заявка на пропуска, из нее были вычеркнуты фамилии В.Воробьева, В.Соколаева и А. Трофимова. Таким образом фотографы были отключены от выполнения своих прямых обязанностей.

5 марта состоялась встреча группы «ТРИВА» с третьим секретарем горкома партии тов. Тарасовой Э.Ф. В разговоре обсуждалось содержание фотографий, а также перспектива дальнейшей деятельности творческой группы. В настоящее время перспективы эти очень неопределенные.

Со своей стороны, фотографы признают справедливыми большую часть критических замечаний, высказанных в их адрес. Однако не может не вызвать возмущение очень свободная трактовка сюжетов фотографий, искажение их смысла, а тщете анализ их некомпетентными лицами. Все члены творческой группы готовы к самой высокой требовательности к их работам, однако эта требовательность должна сопровождаться и пониманием основ фотографии. Самые большие ошибки в практической работе творческой группы имели место из-за отсутствия тесной связи с фотографическими организациями страны. Это обстоятельство было причиной, например, самостоятельной посылки коллекции фотографий в Голландию. Изложенные события — это большой урок фотографам. Остается только добавить, что для дальнейшей творческой работы, для исправления допущенных промахов необходимы нормальные условия работы.

15. 03. 81

творческая группа «ТРИВА»

#17403 17403

не читал по-любому какая-то полит хуета

псссссс

Мелкаль, отстань, это воспоминания о брате
#17409 !!hJQxpU2.cc17409
900x596, 655 Кб
900x578, 655 Кб
900x585, 616 Кб
900x549, 631 Кб

ПРЕДИСТОРИЯ

Итак, по нашей традиции обозначим место и время.

СССР в середине 70-х годов прошлого века, Центральная Сибирь, Кузбасс, Новокузнецк - полумилионный промышленный город с шестью заводами, двумя крупнейшими металлургическими комбинатами и десятком угольных шахт. Город угля и металла, как любили говорить с трибун "отцы города".

Прежде всего, эта Мудрая Сила, (назовем ее для краткости Судьбой), заранее позаботилась о том, что нам было, ГДЕ работать и ЧЕМ работать – о Месте.

Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм», возник благодаря активности Алексея Зарубина, который питал слабость к кино и решил, как это часто было при плановом хозяйстве, сделать свое хобби своей профессией. Заразил своей идеей друга Николая Миловацкого, зам. директора завода, тоже фотолюбителя, и так случилось, что через некоторое время в Минчермете вышло распоряжение о создании на крупных предприятиях отрасли кинокоррпунктов. Инициативы Зарубина хватило на многое, в том числе и на поиск профессионального оборудования, и на выбивание помещения для своего детища.

#17410 !!hJQxpU2.cc17410
900x587, 618 Кб
900x567, 621 Кб
900x584, 679 Кб
900x586, 585 Кб

ИСТОРИЯ


Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината. В 1974 году я шел по улице с мыслью найти работу. Многозначительная вывеска «Киностудия «КМК-фильм» привлекла мое внимание и оказалось, что киностудии нужны электрики. Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом.

Второе, что нужно для нормального профессионального роста – мотивация. Для фотографа – это возможность выставляться, участвовать в творческих конкурсах, крутиться в творческой среде…

С этим тоже оказалось все в порядке. Городской фотоклуб, который опекала местная городская газета «Кузнецкий рабочий», собирался тут же, в помещении «КМК-фильм» раз в неделю. А раз в год фотоклуб делалотчетную фотовыставку в местном художественном музее, раз в пару лет свою фотовыставку проводил областной фотоклуб. Были еще всероссийские и всесоюзные выставки. Так что, реально можно было ежегодно участвовать в 3-4 фотовыставках разного уровня. С 1975-го по 1977-й год я не пропустил ни одной городской, областной и республиканской фотовыставки.

#17411 !!hJQxpU2.cc17411
900x584, 615 Кб
900x565, 621 Кб
900x576, 599 Кб
580x900, 655 Кб

Третьим элементом для творческого роста является «поляна съемки» - тот объем сюжетов и тем, до которыхфотограф может дотянуться. С этим элементом тоже все было в порядке. В нашем распоряжении находилось все пространство металлургического комбината, 10-12 кв. километров, около 30-ти цехов и 20 тысяч работников. Никто,кроме нас, не мог снимать в его цехах -предприятие было режимным. Кроме того, само помещение киностудии располагалось не на территории завода, а в центре полумиллионного города, по которому мы могли двигаться в любом направлении и в любое время суток. И город, и завод были в нашем полном распоряжении - так решила Судьба.

Немаловажным было и то, что все руководство и комбината и города, партийное и остальное, знали нас в лицо. Ведь без кино- и фотосъемки не проходило ни одно серьезное мероприятие, ни в городе, ни, тем более на комбинате. На обеих демонстрациях, майской и ноябрьской, мы трудились - стояли под трибуной с руководством города и снимали проходящие мимо колонны.

И наконец, четвертый, необходимый элемент для любого развития - Наставник. Он же - первый по значению. И об этом позаботилась Судьба. Своего наставника мы обрели в лице Владислава Афанасьевича Запорожченко, работавшего тогда собственным корреспондентом «Комсомольской Правды» в областном центре. Сначала он нам «не приглянулся». Небольшого роста, быстрый, взгляд с прищуром, не прямой, речь больше вопросительная, состоящая более из предположений, а не утверждений. Но его замечания и слова побуждали к размышлению, а правота их была неявной и обнаруживалась не сразу. У него есть глубинное внутреннее чутье. Даже не на саму фотографию, не на сюжет, не на форму подачи, а скорее на то, что в основе. На тот глубинный импульс, что движетфотографами, заставляя сгибаться палец. Тот импульс, который невозможно отследить, ибо он опережает (и должен опережать) мысль. Тот импульс, который еще до мысли. Тот импульс, который и делает из человека с фотоаппаратом фотографа, а из фотоснимка – фотографию… Вот такую фотографию, созданную этим импульсом, Запорожченко распознавал и находил среди огромной кучи фотоснимков, даже если она там была всего одна. Этому распознаванию он учил и нас, на наших и чужих фотографиях. Пожалуй, из всех даров Судьбы, встреча с ним – лучший из даров.

#17412 !!hJQxpU2.cc17412
900x600, 635 Кб
900x578, 692 Кб
900x586, 691 Кб
900x591, 657 Кб

Через какое-то время мы обнаружили, что снимать металлургию отечественной фотоаппаратурой нелегко: перепад яркостей раскаленного металла таков, что отечественная оптика и пленка не справляются. Глаз видит, а камера не фиксирует. А жюри выставок фотографии «рабочей тематики» принимало с удовольствием. Пришлось преодолевать несовершенство отечественной аппаратуры и фотопленки. Мы подошли к вопросу по-научному: провели тесты всех фотоаппаратов и объективов, которыми пользовались и выявили лучшие по качеству изображения, и по надежности. Затем так же тщательно разобрались с обработкой пленок: провели тестовые и резольвометрические испытания всех поступающих фотопленок, сравнили их с заводскими. Так же последовательно подошли к выбору проявителей. После этого мы узнали, что способна зафиксировать советская фотопленка в советском фотоаппарате, а что – не может. Оказалось, что внутри подавляющего числа заводских цехов мы снимать не имеем возможности – техника не позволяет… Возникла дилемма - творческий импульс есть, а реализован быть не может… Потому что - нечем.

#17413 !!hJQxpU2.cc17413
900x574, 637 Кб
900x583, 654 Кб
900x576, 648 Кб
900x585, 655 Кб

На дворе 78-й год. В своем городе зарубежные фотоаппараты мы могли видеть только на животе корреспондента ТАСС по Кузбассу Анатолия Кузярина. Ни в одном магазине СССР такая аппаратура не продавалась. Ее выдавали в АПН и ТАСС собственным корреспондентам или привозили те советские граждане, что работали в зарубежных странах и получали за свою работу инвалюту (не на руки, а на счет). Хождение иностранных денег в СССР было запрещено законом и наказывалось довольно строго. А за рубежом на «честно заработанные» можно было купить аппаратуру и привезти в Союз, как бы «для собственных нужд». «Выездные» так и делали: из каждой поездки привозили фотоаппаратуру и сдавали ее в комиссионные магазины, откуда аппараты раскупались советскими фотолюбителями. В Сбербанке доллар стоил 78 копеек, но на черном рынке его курс был 5 рублей. Поэтому, меняя в Сбербанке доллары на рубли, человек за 300 долларов получал только 240-250 рублей. А потратив за границей 300-350 долларов на зеркальный фотоаппарат, он сдавал его в московский комиссионный магазин за 1400-1600 рублей. Разница была ощутимой и сущестовал целый пласт «выездников», подрабатывающих поставками фотоаппаратуры для советских фотолюбителей. Поэтому в Москве, Ленинграде и других портовых городах фотоаппараты бывали, хоть и по стоимости годовой зарплаты советского инженера (1200 – 1500 рублей).

#17426 !!hJQxpU2.cc17426
640x419, 342 Кб
900x564, 646 Кб
577x900, 607 Кб
900x575, 662 Кб

И вот в 1978 году Судьба дала мне шанс. Серьезный руководитель серьезной организации заказал мне большую съемку по своему предприятию и нашел возможность всю ее оплатить. На руки я получил 1400 рублей, как раз на хороший иностранный фотоаппарат. С этими деньгами я поехал в Ленинград на очередную сессию, а на обратном пути в Москве, в подворотне комиссионного магазина Судьба свела меня с владельцем зеркальногофотоаппарата CANON EF. Отдавать такие деньги за автоматическую фотокамеру, которую никак невозможно проверить в подворотне, было безумием, но Судьба подстраховалась. В подворотне я поменял все свои деньги на новую исправную фотокамеру, лучшую в своем классе, и долго петлял по улочкам Москвы, чтобы сбить со следа возможную погоню.

Вернувшись в Сибирь, я первым делом отснял фотопленку на всех автоматических режимах, проявил ее и отпечатал. Когда Володя и Саша увидели, что вся фотопленка абсолютно ровно проэкспонирована: и на улице, и в помещении, и против солнца, и в тени, они зарядили свои фотоаппараты PRAKTIKA и «ЗОРКИЙ-4», отсняли те же сюжеты, (для сравнения) проявили и напечатали фотографии. Когда отпечатки положили рядом, наступила пауза – всем всё стало очевидно. Добавить к увиденному было нечего. Молча мы пошли пить чай. Надо было искать деньги и покупать иностранные фотокамеры…

#17429 !!hJQxpU2.cc17429
640x421, 341 Кб
1000x642, 693 Кб
1000x636, 774 Кб
1000x648, 733 Кб

Через некоторое время Александр напрягся и месяца через три уехал с деньгами в Москву, где в том же комиссионном магазине Судьба подарила ему, а через него, и нам легендарную дальномерку «LEICA M3» с набором оптики. Пишу "подарила" потому, что досталась она по цене, в пять раз меньшей ее стоимости. А еще через пару месяцев, когда денег уже не было, а камера была нужна, Судьба передала в его руки и вторую «LEICA M4». Передала почти даром, просто «за копейку».

Считаю, что второе рождение фотографа в каждом из нас произошло, благодаря смене аппаратуры. И объяснялось оно просто резко возросшими техническими возможностями. Это был 1979 год.

Теперь в наших руках были лучшие профессиональные камеры и никаких препятствий для появления хорошей фотографии не осталось. Новая аппаратура позволяла снимать все, что видел глаз. И фотографии посыпались как из рога изобилия – по десятку и более в месяц. «Ни дня без снимка» - переиначенный под фотографию девиз журналистов висел на стене чайной комнаты, где мы обсуждали вопросы теории и практики, рассматривали новые фотографии друг друга.

Рамки местного фотоклуба как-то резко стали тесными, вопросы, обсуждаемые на его встречах – мелкими, несерьезными. Количество фотовыставок для реализации потока фотографий – слишком маленьким. Да и фотография наша стала другой – более профессиональной. Поэтому из фотоклуба мы вышли… Втроем и сразу.

#17430 !!hJQxpU2.cc17430
1000x667, 806 Кб
452x700, 414 Кб
900x583, 666 Кб
900x589, 597 Кб

Надо сказать, что в то время такой профессии как «фотограф» на территории СССР не существовало, не было ее в перечне профессий. Те, кто работал в периодических изданиях: газетах, журналах, советских агентствах АПН и ТАСС назывались «фотожурналистами» и могли вступить в Союз журналистов. Те, кто делал фотографии населения на паспорт и для дома, именовались «фотографами службы быта», «бытовиками». А остальные люди, получающие деньги именно за фотографирование, были «подснежниками», числившимися в штатах предприятий как инженера, техники, рабочие, преподаватели, сторожа, лаборанты и прочие. А поскольку нет профессии, нет и профессиональных учебных заведений: техникумов и вузов. Поэтому все фотографы в СССР были самоучками. Все преодолевали профессиональные трудности, связанные с фотохимией, фотопечатью, постановкой света, в одиночку. Все «изобретали велосипеды», собирали их и ездили. Кому-то везло больше, ибо рядом были старшие товарищи, коллеги по увлечению. Кому-то из горожан везло еще больше - в их городе был фотоклуб. Несмотря на то, что нашей профессиональной обязанностью было создание и изготовление фотографий, мы были обычными «подснежниками» – инженерами, техниками и лаборантами заводской лаборатории. То есть – фотолюбителями. И отвечало за нас определенная организация, для того и созданная – журнал «Советское Фото».

Через какое-то время наши фотографии засветились на всероссийской и всесоюзной фотовыставках и, в очередной поездке через Москву в Питер, я познакомился с зав.отделом по работе с фотолюбителями Михаилом Леонтьевым. Показал ему фотографии, чем очень заинтересовал.

#17433 !!hJQxpU2.cc17433
900x574, 659 Кб
900x590, 640 Кб
900x594, 587 Кб
945x614, 701 Кб

Так вот, все связи с «зарубежьем», в том числе и фотографические, определялись законом «железного занавеса» и маленькими «окошечками» в его монолите: «для науки», «для техники», «для родственников», «для культуры»… За каждое направление отвечало соответствующее министерство, с кураторами из «большого дома на Лубянке». Фотографы-любители в СССР окармливались единственным фотожурналом «СФ» во главе с редактором Ольгой Сусловой, родственницей «главного идеолога страны». Именно она имела доступ к «окошечку для культуры». В журнале печатались разные снимки, а иногда на его страницах публиковалась информация о том, что в очередной стране соцлагеря прошла очередная фотовыставка, где очередные фотографы, близкие журналу, получили очередные премии или призы. Так что для всех фотолюбителей Советского Союза (за исключением прибалтов, у которых был свой Фотосоюз) проход к «окошечку» для высылки фотографий за рубеж шел через приемную журнала «СФ» и некоторых его работников.

Когда мы начали искать выход на зарубежные выставочные площадки, то довольно скоро обнаружили и местонахождение «окошечка», и правила, в которые надо играть, чтобы фотографии попали в очередную коллекцию. Коллекция формировалась в «Советское Фото» парой-тройкой «специальных людей», в обязанности которых входили просмотр, просев и отбор всех отправляемых за рубеж фотографий с учетом их идеологической направленности. Мы решили, что лишние цензоры нашим фотографиям не нужны и стали искать другие законные пути «за бугор» в обход редакции «СФ».

#17435 !!hJQxpU2.cc17435
1000x671, 843 Кб
972x650, 850 Кб
968x657, 835 Кб
976x659, 791 Кб

Оказалось, что фотовыставок, даже с учетом всех соцстран (Германии, Венгрии, Чехословакии и Польши) немного, не более десятка. Информация о них на русском языке (т.е. в «СФ») отсутствовала полностью, за исключением пары-тройки международных фотовыставок типа «ИНТЕРПРЕССФОТО», «PENTAKON-ORWO», формирование союзной коллекции на которые происходило в редакции «СФ». Нас же, кроме условий и сроков конкурса, интересовали и адреса организаторов, чтобы можно было отправить посылку с фотографиями непосредственно в жюри выставки, минуя промежуточных советских цензоров. Такая информация иногда публиковалась в немецком фотожурнале FOTOMAGAZIN, который нерегулярно приходил в отдел иностранной литературы городской библиотеки, иногда – в еще более редком для провинции венгерском журнальчике FOTOИ уж совсем редко – в польском и чешском фотожурналах. Чтобы воспользоваться этой информацией, пришлось восстанавливать знания немецкого языка, знакомиться с польским и чехословацким словарями. Мы подготовили шаблоны обращений к организаторам выставок на английском, немецком, польском, венгерском, французском и чешском языках с просьбой о присылке формуляров и стали регулярно рассылать письма по тем адресам, что находили в журналах. Затея удалась. Не знаем, как реагировали организаторы на внезапные письма из-за «железного занавеса», на формуляры и приглашения стали приходить.

#17447 !!hJQxpU2.cc17447
975x658, 842 Кб
975x654, 830 Кб
976x658, 788 Кб
1000x684, 864 Кб

Мы собрали первую коллекцию, и тут обнаружилось, что за рубеж фотографии может посылать только официальное лицо, то есть организация, и только через Международный московский почтамт. Только на нем есть бланки «формы № 103М», без которой посылка с фотографиями через границу не пропускается (не выполнены требования к пересылке), а просто теряется в недрах Почты СССР. На Новокузнецком городском почтамте о форме № 103М и слыхом не слыхивали, и в глаза ее никогда не видели. Но, тем не менее, нам в приеме зарубежных посылок не отказывали, впрочем, никак не гарантируя то, что послание дойдет до адресата. На самом ММП мне выдали только один экземпляр формы-103М, в то время как на каждое отправление надо было два экземпляра. Где хочешь, там и бери остальные экземпляры, а вся множительная техника в СССР на спецучете в КГБ, даже печатные машинки. Нам предстояло каким-то образом размножить имеющийся экземпляр «формы 103М», внести в него названия всех посылаемых фотографий, заверить гербовой печатью и подписать первым лицом предприятия или его заместителем. Для нашего случая – директором гиганта-завода или его замом. Другого способа участвовать в зарубежных выставках, живя в сибирском городе в 3500 километрах от Москвы, не было.

С размножением мы справились легко – подвернулся временно неучтенный, (благодарение Судьбе),«ксерокс» - очень редкая в Сибири того времени «штучка». Отпечатали 100 штук "формы № 103М". А далее – надо было создавать собственную фотоорганизацию.

#17448 !!hJQxpU2.cc17448
480x360, 5.5 Мб
#17450 !!hJQxpU2.cc17450
978x159, 177 Кб
945x631, 721 Кб
1111x734, 1 Мб
966x645, 805 Кб

ОБЪЕДИНЕНИЕ

И тогда за одним из чаепитий мы решили объединиться. И из трех фотографов создать «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТриВА». Три – два Владимира и Александр. Сказано – сделано. Разработали Устав, знак-логотип, отпечатали на картоне и лично передали в отдел культуры горисполкома, приложив к заявлению о регистрации ходатайства от администрации, парткома и профкама завода. Власти, как я уже писал, в лицо нас знали, о наших творческих достижениях были осведомлены через городскую газету. Через какое-то время Устав был утвержден и подписан заведующим отделом культуры. Мы стали официальным лицом, не юридическим, но все-таки.

С этими документами и выставочными фотографиями мы появились в кабинете зам. директора комбината Миловацкого. Сначала мы сказали правильные слова о советском человеке и своем желании прославлять его труд за границами нашей Родины. Затем мы разложили фотоработы на столе и предложили Николаю Митрофановичу помочь отправить их за границу, то есть поставить свою подпись и гербовую печать на первой группе посылок. Он посмотрел фотографии, увидел, что большинство из них ему знакомы по выставкам и всяким заводским стендам, пожелал нам успеха и расписался на всех «формах № 103М». Фотомост «Сибирь – зарубеж» заработал.

#17462 17462

Какой пиздец на фотографиях. Совок настолько ужасен, что становится удивительно, почему сейчас так помпезно празднуют день победы, вместо того чтобы праздновать день крушения совка.

Люди в совке были приравнены к скоту. На первых фотографиях видно как на улицы "выбрасывали" мясо. В совке ничего не продавалось, а "выбрасывалось". Люди заплатив деньги вынуждены были тащить в руках окровавленную голую тушу домой. Везти ее прямо в автобусе. На булькающем лиазовском "лунаходе" или старой львовской развалине. Пакетов не было, да и оберточная совковая бумага бы не помогла. Все равно вся промокла от крови.

#17473 !!hJQxpU2.cc17473

>>17462

Извиняюсь, прикорнул. Сейчас продолжим.

#17474 !!hJQxpU2.cc17474
1024x672, 857 Кб
1400x893, 1.5 Мб
900x585, 838 Кб
1024x675, 987 Кб

Заказов на фотографии от завкома партии и комсомола, которым мы подчинялись, нам уже не хватало. Чтобы иметь повод для съемки мы рекомендовали начальникам цехов заменить фотографии на цеховых досках почета с привычных паспортных портретов на «портреты с рабочих мест». Но и этого было мало. Стали внимательно приглядываться к тому, чем живет завод, стали искать и как-то разрабатывать темы. Стали больше снимать в городе, на его улицах.

Выставочных площадок нам тоже перестало хватать. Тогда мы предложили завкому КПСС переоборудовать под выставочный сорокаметровый стенд на одной из трех главных улиц города: убрать из него цифры и показатели работы завода и вставить репортажные фотографии из его цехов. Проработали дизайн, необходимые изменения в конструкции, начертили чертеж, заверили его в завкоме, договорились с рабочими. И через месяц круглосуточная выставочная площадка под фотографии поступила в полное наше распоряжение.

#17476 !!hJQxpU2.cc17476
900x423, 465 Кб
1000x661, 751 Кб
1024x646, 807 Кб
646x972, 728 Кб

В зависимости от формата, стенд вмещал в себя, от 20-ти до 60-ти фотографий, по семи темам. Обновлять его мы собирались раз в три месяца. Для нас настала горячая пора. Мы сами находили темы, утверждали их в завкоме партии, договаривались с руководством цехов, с людьми и снимали, снимали…

Новые фотоаппараты имели объективы с такими характеристиками, которые не могли быть реализованы на любительских фотоувеличителях. Мы сконструировали и своими руками изготовили насадку с точечным источником света для отечественного фотоувеличителя «Беларусь 2», кабинет начальника переоборудовали в фотостудию с меняющимся фоном и оснастили ее самодельным осветительным оборудованием на основе прибалтийских фотовспышек FIL с фотосинхронизаторами и рассеивателями из дождевых зонтов, покрашенных водоэмульсионной краской. В этой фотостудии мы могли снимать фотопортреты передовиков на Доску Почета при феноменальной диафрагме 11 и даже 16.

Мы протестировали всю отечественную черно-белую фотопленку и определили, что оптимальным соотношением «цена-качество» обладает шосткинская фотопленка «СВЕМА». Конечно, в Казани изготавливали пленку с лучшими характеристиками, но невозможность регулярно получать свежую пленку с «ТАСМЫ» делала ее неконкурентной. А снимали мы много, более 1000 пленок в год на троих. Поэтому поступали просто: находили в магазине фотопленку с минимальным временем проявки, покупали одну, проверяли на плотность вуали и, если пленка нас устраивала, закупали на свои деньги две-три упаковки. Своими руками изготовили водяной фильтр для очистки промывочной воды.

#17478 !!hJQxpU2.cc17478
1000x661, 822 Кб
872x590, 605 Кб
1600x900, 1.6 Мб
653x969, 760 Кб

Серьезно подошли к формированию личных фотоархивов. Разработали систему архивации и хранения негативов, а главное, нашли способ быстрого контактного копирования всей пленки. Сейчас это называется «фотопринт». Теперь любой негатив мы могли найти в течение 5-10 минут по его изображению. Через пять лет нам в руки попал фотожурнал со статьей о легендарном фотоагентстве «МАГНУМ». Их система ведения фотоархиваоказалась идентична нашей. Ту же систему ведения архива мы сохраняем и по сей день.

Одним словом – технологическую сторону всех ступеней фотопроцесса мы привели в соответствие с уровнем фотоаппаратуры.

Все фотографии, прошедшие на всесоюзные, зарубежные и международные фотовыставки мы вывешивалина "фотографическую доску почета" в большом просмотровом зале студии, а к тем из них, которые удостоились наград, прикрепляли соответствующую надпись. О каждой своей победе мы сообщали в городскую газету, и соответствующая информация появлялась в разделе «новости культуры».

#17479 !!hJQxpU2.cc17479
1200x748, 1.4 Мб
900x632, 690 Кб
1024x749, 879 Кб
1000x664, 734 Кб

В 1980-ом году в очередной поездке через Москву я зашел в "СФ", где готовилась в печать наша статья о переделке фотоувеличителя, рассказал Михаилу Леонтьеву об организации "ТРИВА" и показал наш уличный стенд. Он как-то очень взволновался и уточнил: "Все те фотографии, что ты мне показываешь, вы вывешиваете на этом стенде?" Я ответил, что да... Тогда он куда-то убежал, а вернувшись сказал, что к нам в "ТРИВА" приедет сотрудник журнала.

Сотрудником оказался молодой Александр Аксенов. Он приехал неожиданно быстро, пробыл у нас дня три: просмотрел множество фотографий, задал множество вопросов, внимательно изучил фотографии на "доске почета". В городской фотоклуб он не ходил - такого задания у него не было. Отобрал некоторое количество фотографий и уехал, пообещав уведомить о выходе статьи.

К тому времени участие фотогруппы в выставках мы поставили на поток. Регулярно просматривали вдоступных журналах все объявления о новых конкурсах и выставках, рассылали запросы на формуляры. После того, как фотография одобрялась всеми, мы печатали ее в 10 экземплярах, штамповали знаком «ТРИВА» и отправляли в хранилище.

Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка 50мм. объективами, «штатниками», стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение "окна в событие". Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от перфорации отказались,- слишком "художественно",- а печать с полного негатива сохранили до сих пор.

#17480 !!hJQxpU2.cc17480
1000x666, 878 Кб
1000x684, 856 Кб
1000x663, 1.1 Мб
1000x666, 827 Кб

Следуя настоятельному совету Владислава Запорожченко «учиться на шедеврах», мы всеми способами искали шедевры мировой фотографии, переснимали их и внимательно изучали. Однажды в руки нам попала книга “BEST OF LIFE”, неведомым образом заблудившаяся в Новокузнецке, - принес один из старых фотолюбителей. Весь толстенный «кирпич», был нами переснят и переведен в слайды, для возможности показывать на экране. Это богатство мы внимательно изучали несколько лет.

Тогда же, в 1980-м году опробовали новый способ подачи своих фотографий - альбомный. Наш первый фотоальбом состоял из набора выставочных фотографий группы "ТРИВА", был собран вручную по специальной методике, назывался "FOTOFABER" и существовал в двух экземплярах. Один экземпляр мы отправили Владиславу Запорожченко, другой оставили себе - на память.

Одним словом – все покатило и закрутилось. Мы догадывались, что так хорошо долго продолжаться не может. Ведь развитие идет через преодоление сопротивления – таков закон Природы. Но что все закончится так быстро – не предполагали. Официально группа «Трива» просуществовала с апреля по конец января - меньше года.

#17481 !!hJQxpU2.cc17481
777x561, 589 Кб
1600x1061, 1.6 Мб
1600x2109, 3.7 Мб
1024x699, 797 Кб

РЕАКЦИЯ СРЕДЫ

Началось все достаточно безобидно – с перехода на очередную ступень выставок, от "соц.стран" к "кап.странам". В конце 1980 года в наши руки попали фотокопии страниц зарубежных журналов с адресами фотовыставок и фотосалонов в капиталистических странах: Японии, Франции, Голландии, Испании, США, Малайзии и других. По заведенной традиции мы отправили на некоторые из адресов запросы на участие. Одновременно, Запорожченко прислал из Москвы письмо с вложением, о котором мы давно мечтали - с формуляром на участие в самом престижном фотоконкурсе журналистской фотографии WORLD PRESS PHOTO. Хоть наши фотографии, строго говоря, не были журналистскими, т.к. никогда не заказывались прессой и не публиковались, некоторые из них, по нашему мнению, имели шанс попасть в коллекцию WPP. Мы решили попробовать поучаствовать. Тем более, что entry form WPP был у нас на руках. Да и само участие в конкурсе могло резко повысить и нашу самооценку, и наш авторитет в профессиональной среде. Но, Судьба, видимо решила, что наше время еще не пришло…

В ожидании прихода приглашений, мы внимательно просмотрели всю выставочную коллекцию группы, отобрали самые сильные фотографии, напечатали их в нужном формате и оформили два блока посылок. С подписями и печатями на «форме № 103М» вопросов тоже не возникло – фотографии были из привычной, много раз виденной обоймы. Блоки отличались тем, что в одном из них все посылки направлялись в «капиталистические» страны, а другом - в "соцстраны" и в Голландию на World Press Photo. С "кап.странами" Союз не дружил, поэтому правила пересылки в них могли отличаться от правил стран «соцлагеря» - эти правила надо было знать и учитывать. Знать их мог только тот, кто этой дорожкой хотя бы пару раз прошел. Таких в Новокузнецке не было. Вообще никто, кроме нас, фотографии за рубеж в те времена не посылал. Мы отнесли посылки на почту и занялись текущей работой. А через три недели началось…

#17483 17483

>>17473

Не пости больше совок. Я не могу смотреть на этот ужас.

Я начинаю представлять себя сейчас в современном совке. Без интернета. Без аниме и игор. С обязательной политэкономикой, ебаным радио Маяк и первым аналом со скабеевой и соловьевым-шапиро. Старые, разваливающиеся и воняющие бензином автобусы с громыхающими дверьми. Зелёные электрички с заблеваными тамбурами. Куски протухшего мяса прямо на улицах. Алкаши. Смрад от общепитовской заводской столовой в рыбный день.

#17484 !!hJQxpU2.cc17484

>>17483

Я могу сделать перерыв, но статью и фотоархив всё же надо будет добить, там ещё много, поездка в Сибирь и Киев например. Ну и обещания я обычно выполняю - обещал фотоархив - значит нужно доделать, такой уж я Биджин.

#28044 28044

>>17396

Сотни раз видел эти фотки, но кто автор не знал.

Спасибо анон.