Как отобразить всю сложность мира в одной фотографии?
Японский фотограф Дайсуке Йокота является одним из пяти участников известной в Японии фотогруппы MP1, творчество которой идеолог группы, Футоши Хошино, характеризует как «растянутая сетчатка» — в своих фотографиях они пытаются отобразить всю сложность мира, имитируя разными способами изображение, поступающее непосредственно на сетчатку глаза, еще не пропущенное через нее и не обработанное мозгом. Свой вариант решения главной задачи группы Йокота выразил в серии "Nocturnes".
Ноктюрн: https://vk.com/album-57461875_210027552
Техника, с помощью которой Йокота создавал эту серию, не сложна, однако требует много времени — готовые снимки с обычного цифрового фотоаппарата он распечатывает и переснимает на малоформатную пленочную камеру до десяти раз, проявляя их вручную у себя в ванной. Таким образом, Дайсукэ получает сильно искаженное изображение, полное различных шумов, что, как справедливо отмечает Foam, вносит в его работы ощущение времени и подчеркивает неспособность фотографии к объективному отображению прошлого.
Любовь к шумам, искажениям и экстремальному уровню контраста стилистически роднит Йокоту с одним из главных представителей современной японской фотографии — Дайдо Мариямой / Daido Moriyama. Однако ошибочно полагать, что здесь есть преемственность: интенции снимков двух этих японских фотографов сильно разнятся. По сути своей работы Йокоты кардинально отличаются от любых фотографий, сделанных традиционным способом.
Многократное перефотографирование снимка не просто добавляет различные шумы и искажения в фотографию: оно меняет роль самого снимка и смотрящего на него человека. Для обычного фотоизображения, по Ролану Барту, можно выделить три вида отношений: отношение зрителя, фотографа и фотографируемого. Однако снимки Йокоты сделаны таким образом, что мы не можем относиться к ним, как к обычной фотографии: в них уже заложен опыт нескольких видений самого Йокоты, как зрителя. Из-за этого наш взгляд будет стремиться «нащупать» первоначальный снимок, но безуспешно: в этой ситуации мы — не первый и единственный, а очередной смотрящий, который, благодаря этому, сам становится участником процесса, начатого Йокотой, еще больше отдаляя и размывая первоначальное изображение.
Этот процесс «убегания» первоначального снимка имитирует взаимоотношение нашего мозга и визуального воспоминания. Лицо девушки, которую мы, например, увидели утром на автобусной остановке, также убегает от нас — мы не сможем восстановить его в памяти, какой бы фотографической она у нас ни была. Через несколько дней ее образ станет совсем размытым и туманным.
Этот процесс забывания идентичен тому, что делает с фотографиями Йокота — от бегущей женщины остается лишь белый силуэт, лица людей либо засвечены, либо вообще не попадают в кадр — с ними произошло то же самое, что и с «девушкой с остановки».
Таким образом, можно предположить, что Йокота изображает не какой-то мистический страшный мир (один из журналистов написал, что фотографии Йокоты напоминают японские фильмы ужасов), напротив — это наш мир, мир, который нас окружает. Реальность. Изображение с той самой «сетчатки», которое пытаются получить фотографы из MP1.